ДАЕШЬ «КАМАЗ!»

11.11.2019

Мы продолжаем знакомить со старейшими членами профсоюза ПАО «КАМАЗ». Героем этой публикации стал ведущий инженер-технолог конструкторско-технологического отдела (034) Усынин Михаил Владимирович. 47 лет он работает на «КАМАЗе». На автогигант он приехал молодым специалистом в 1972 году, по распределению. Участвовал в запуске трех цехов. Сегодня продолжает работать на заводе двигателей.

Родом Михаил Владимирович из Зауралья (д. Титово Шадринского района Курганской обл.). После окончания школы в 1965 году устроился на работу в Шадринскую обувную фабрику. Там и вступил в профсоюз. Через год работы поступил в Курганский машиностроительный институт. После окончания Курганского машиностроительного института по специальности в конце июля 1972 года был распределен по направлению на автогигант.

-Прилетели мы, пять человек (бывшие однокашники по институту) в «Бегишево» из Свердловска (сейчас Екатеринбург), — вспоминает наш герой. — Вызвали удивление стоящие у скамеек бесхозные резиновые сапоги. Сели на автобус, который довёз нас до посёлка ГЭС. Рабочее время уже закончилось, сторож у вагончиков отдела кадров нам объяснил, как добраться до гостиницы. Сели на 3-й маршрут автобуса, который по первой автодороге довёз нас до будущего моста на пересечении проспектов Московский и 50 лет СССР (сейчас Хасана Туфана). Нам предстояло найти гостиницу, расположенную в доме 4/06. Расспросив прохожих, мы быстро дошли до места. Свободных мест там не оказалось, но нам все равно выдали по матрасу с постельными принадлежностями, и всех поселили на кухне квартиры. Так начался мой трудовой путь на Камском объединении по производству большегрузных автомобилей, а ныне «КАМАЗ».

Молодого специалиста оформили на автомобильный завод. Для стажировки направили на ВАЗ. По словам нашего героя, обучение на ВАЗе было интересным и полезным. Особое впечатление на молодого специалиста произвело широкое применение на производстве различных видов неперетачиваемых режущих пластин. После завершения стажировки в 1973 году он вернулся в Набережные Челны.
Работа на «КАМАЗе» в этот период кипела бурными темпами. Здания и сооружения будущего автогиганта только строились. Поэтому зачастую работать приходилось в самых необычных местах.

— Мое рабочее место технолога было в квартире дома 29/11 на втором этаже. Поселили меня в общежитие того же дома, только на 4-м этаже. Утром заходил в буфет на первом, потом на работу. Такое «счастье» длилось до осени, — рассказывает Михаил Владимирович.

После постройки возле корпуса автомобильного завода щитового дома, вся технологическая служба разместилась там вместе с администраций завода и общественными организациями. Михаил Владимирович для пуска цеха дифференциалов занимался приёмкой оборудования, затем участвовал в его монтаже, осваивал технологические процессы.
На «КАМАЗе» возникла необходимость в изготовлении нестандартного оборудования собственными силами. На каждом заводе начали формироваться свои цеха. На время проведения проектных работ по подготовке к запуску цеха станкостроения Михаила Владимировича прикрепили к группе подготовки.

-На моем трудовом пути на «КАМАзе» пришлось мне поработать на запуске цеха станкостроения на автомобильном заводе. Заказ оборудования, его приёмка, монтаж. Постепенно все заработало. Так в моей жизни появился второй цех, в создании которого я принял непосредственное участие, — рассказывает наш герой.
На просторах нашей страны работало много тяжёлых карьерных БелАЗов, которые выпускал Белорусский автомобильный завод (г. Жодино)

Министерство автомобильной промышленности СССР для наращивания мощностей производства большегрузных автомобилей приняло решение раздать изготовление крупных узлов всем заводам министерства. «КАМАЗ» не был исключением. Автогиганту поручили освоить изготовление гидропневмоподвески (гидропневматический амортизатор). Под эту задачу в 1982 году на строящемся Заводе по ремонту двигателей (ЗРД) начали создавать новый цех. Это стал третий цех, создаваемый на «КАМАЗе» с участием Михаила Владимировича.
По словам нашего героя, не оставался он в стороне и от общественной работы, работал предцехкомом.

-Ходил вечерами по адресам, приглашая на цеховые собрания, рассказывая камазовские новости. С удовольствием знакомился с коллективом цеха. Принимал участие в комсомольском прожекторе. Для этого пришлось освоить фотографию. Прожектор наглядно высвечивал различные недостатки: от бытовых в общежитиях до производственных.

-Во время строительства завода и города было много субботников. Если уборку территории какой-нибудь стройки мы воспринимали как необходимость, то работы направленные на будущее города (посадка деревьев или закладка парка Победы) проходили с воодушевлением. Сейчас интересно вспоминать, что нормы ГТО мы сдавали возле сосновой лесополосы. А сосенки росли вдоль проспекта Мира, на месте дома 3/01. Часть их жива и сейчас.

1986 год стал новым периодом в жизни Михаила Владимировича. Он перешел в Управление главного технолога. Однако проработав там четыре года, они принял решение вновь вернуться в производство.
-К этому времени БелАЗ начал возвращать ранее розданные узлы для изготовления на собственных площадях. Программа изготовления запчастей начала уменьшаться и цех 107 на ЗРД стали перепрофилировать на изготовление гидроцилиндров и блоков управления этими цилиндрами для автомобиля со съёмным кузовом КАМАЗ 5513. Поэтому я вернулся в свой родной цех и снова начал участвовать в его возрождении в обновленном качестве. Попутно с освоением гидроаппаратуры, цех освоил изготовление двух наименований фильтров очистки масла к двигателю.
В 1997 году Завод по ремонту двигателей «влился» в Завод Двигателей (ЗД).

-С тех пор я работаю на родном заводе. Сейчас провожу технологическую подготовку производства по цеху 119. Скучать не приходится. Сказать, что работы по ТПП очень много, это ничего не сказать. У конструкторов ТЦ появляются новые идеи по улучшению конструкции автомобиля, разрабатываются новые модели. Новые детали чаще всего попадают в цех малых серий (цех 119). Иногда о плановой подготовке производства приходится забывать и работать «с колёс». Бывает, что заготовка уже в цеху, а чертежей на заводе ещё нет. Так и проходят трудовые будни. Я очень рад, что мой опыт и знания необходимы заводу, — делится специалист.