ИЗ СКУЛЬПТОРА В АВТОДИЗАЙНЕРЫ

28.7.2020

Семен Фараносов — художник-конструктор Блока заместителя генерального директора-директора по развитию. Окончил МГХПА им. Строганова, долгое время занимался изготовлением эксклюзивных скульптур. Кстати, 5 его авторских работ «Белые Журавли», посвященные 70-летию победы, украшают школы города Пыть-Яха. В 2016 году начинается новый этап в жизни молодого специалиста. Он погружается в мир автодизайна. Сегодня Семен Фараносов занимается проектом для нового семейства автомобилей и инновационной техникой. Мы решили встретиться с Семеном Николаевичем и подробнее узнать о его необычной жизни и профессии.

 – Семен Николаевич, расскажите о себе, как произошло ваше становление в профессии?

– Еще в школьные годы, которые прошли в поселке Кузино, расположенном на среднем Урале, я испытывал огромное удовольствие, когда рисовал машинки и лепил из пластилина различные фигурки, и что-то получалось. Это давало мне возможность руками воплощать свои первые фантазии, которые по детским меркам казались шедеврами. Постепенно я начал понимать, что скульптура и рисунок — это мое, родное, и я хотел бы развивать эти направления. Все обстоятельства этому способствовали, когда я учился в 5 классе, мы с родителями и братом переехали в город Заводоуковск в Тюменской области. Появилась возможность поступить в художественную школу, и я стал получать профессиональные навыки. Одновременно занимался лыжным спортом.
В 6-м классе я занял 2 место в областной, новогодней выставке скульптур и получил приглашение в Московскую центральную художественную школу при РАХ. Мечтая стать скульптором или авто-дизайнером, конечно же, я поехал туда поступать, но после неудачной сдачи экзамена по русскому языку вернулся обратно (специальные предметы сдал на «отлично» и «хорошо»).
В 2007 году, помимо общеобразовательной школы, окончил спортивную и художественную с отличием, после чего поступил в Ханты-Мансийский институт Дизайна и прикладных искусств (филиал Урал ГАХА) на кафедру «Промышленного дизайна». Но в 2009 году был отчислен за «плохое поведение». Это событие сыграло ключевую роль в моей жизни. Мне тогда предстояло сделать выбор: либо я развиваюсь, начинаю думать и идти к цели, либо продолжаю «тусить» с друзьями и остаюсь на том же уровне. Я выбрал первое.

Чудом восстановился, но уже на кафедру керамики, применив свои дизайнерские и скульптурные навыки. Уже через год работал по профессии в фирме по изготовлению наградной и сувенирной атрибутики, занимался изготовлением эксклюзивных скульптур, наград и серии кубков для конкурса «Бизнес-Лидер ЮГРЫ».

Через 2 года познакомился с творчеством известного скульптора Владимира Арсеновича Саргсяна. Он научил меня очень многому: начиная от правильного формообразования в скульптуре и строения человеческого тела, заканчивая успешной реализацией крупных проектов. Занимался много, постепенно вникал в профессию. Мы вместе работали над проектированием, изготовлением и установкой различных памятников.

Стал полноценно участвовать в работах и монументальной скульптуре. Помогал лепить большие рельефы, различные памятники, был и свой собственный заказ. По рисунку сделал 5 скульптур для школ города Пыть-Яха «Белые Журавли», посвященные 70-летию победы. На тот момент уже были и свои авторские работы.

После окончания института получив диплом по скульптуре и керамике, вернулся в родной п. Кузино. Работал скульптором в литейной мастерской у Ивана Дубровина, также были и свои заказы. Параллельно создал детскую студию керамики, обучая молодых ребят этому ремеслу.

Но детская мечта «стать авто-дизайнером» меня не отпускала, и неожиданно для себя со своим портфолио я поехал в Москву на встречу с российским дизайнером Владимиром Пирожковым. Он сказал, что да, есть талант, и нужно развиваться в этом направлении, также изучить компьютерные программы и технологии, получить навыки 3д-моделирования. Дизайнеров сейчас очень много,     а вот хороших промышленных дизайнеров в России мало. Со словами «У тебя есть все возможности, так что выбирай!» он отправил меня в «Строгановку». Эта встреча перевернула мое восприятие об искусстве, дизайне и жизни.

Выбор был сделан! Через год я поступил на кафедру «Дизайн средств транспорта» в МГХПА им. Строганова.

Сразу же нашел работу в строительном колледже ОКГ Столица. С виду это обычное ПТУ для среднего класса, но там учатся очень талантливые ребята, к тому же здесь была высокая зарплата и очень хорошее отношение к сотрудникам. Мы с коллегами создали там новое направление «керамика», организовали всю материальную и документальную базу для обучения. Работал и учился. Было тяжеловато, но справлялся, просто шел к цели.

В Строгановке сразу на первом курсе нам дали задание создать дизайн магистрального тягача КАМАЗ 2020, и первый год я занимался только этим проектом.

При работе над исследованием энергоэффективного магистрального тягача к нам на кафедру приехали представители «КАМАЗа» — это Азат Рамазанов и Рустем Ибрагимов. Моя работа была отмечена как одна из лучших. После окончания первого курса меня пригласили на стажировку на «КАМАЗ», и тут я познакомился с Главным конструктором инновационных автомобилей Сергеем Владимировичем Назаренко. Как раз тогда уже были мысли о создании дизайнерского подразделения в Научно-техническом центре (НТЦ) «КАМАЗа», и я подумал, что было бы классно работать в такой мощной структуре.

На второй год нужно было двигаться к диплому. С выбором темы мне помог Владимир Вячеславович Пирожков — задача была разработать многоцелевое транспортное средство КАМАЗ на внедорожном шасси. В процессе работы над заданием я консультировался с ним, разработал несколько машин на базе одного внедорожного шасси, приехал в очередной раз на практику в НТЦ КАМАЗ, сразу был принят на работу дизайнером.  Через какое-то время я снова уехал в Москву для защиты диплома. Работал в Инновационном центре «КАМАЗ» в Сколково и каждый месяц ездил в командировки в Набережные Челны в НТЦ.

Одним из первых заданий был КАМАЗ Арктика 8х8, который я рисовал вместе с группой дизайнеров НТЦ. Это большой и уникальный опыт для меня. Мы создавали этот проект совместно с конструкторами и инженерами.

Для нового семейства автомобилей и КАМАЗа CONTINENT изготавливал макет рулевого колеса, автором стилистического образа которого является Диана Уланова. Я взял ее уже утвержденную идею, вручную слепил макет, потом его отсканировали и построили 3д-модель. По стилевым поверхностям провели первый инжиниринг, подгоняя все детали.

Жить и работать одновременно в двух городах некомфортно и нужно было сделать выбор, а он дается всегда нелегко. Мне понадобился год для того, чтобы перестроиться из скульптора в автодизайнера. Решил, что все-таки стоит работать на «КАМАЗе».

Как раз сборка «Арктики» была на подходе, то, что я рисовал, уже воплощается в жизнь. Внутри появилась какая-то сила, стремление и уверенность. Такие события всегда дают силы на следующие шаги — значит будет еще и еще что-то большее. Сейчас мы с коллегами занимаемся новыми очень крутыми проектами.


– Что было для Вас сложнее всего?

– Сложно было адаптироваться, после скульптуры сразу в транспорт, в дизайн. Скульптура — это все-таки работа руками, а тут компьютер. Удовлетворение больше получаешь, когда лепишь руками. Передаешь идеи через голову в руки, и появляется вдохновение, это прям класс! Когда рисуешь через планшет и моделируешь на компьютере, это тоже свой кайф, но это следующий этап. Сначала все равно должна быть рука, бумага, эскиз, карандаш или глина, т. е. живой контакт. Эти шедевры рождаются на бумаге из пространства, мысль фиксируется напрямую, а не в обход, как это происходит через искусственные приборы. Бумаги бывает недостаточно, надо лепить, поэтому и руль лепил. Очень сложно сразу перестроиться, нужно время. В душе я все равно скульптор, хоть и работаю автомобильным дизайнером.

– С какими трудностями пришлось столкнуться?
Выбор лучше делать на интуитивном уровне. Интуиция – крутая штука! Я только сейчас научился ее чувствовать и прислушиваться.Очень сложно соглашаться, очень сложно доказывать свою точку зрения, а иногда свою точку зрения наоборот тормозить, потому что она может оказаться неправильной. Тебе говорят, советуют инженеры, что так не получится или некрасиво. Вот с этим сложно, сложно работать с другим мнением. Оно может быть верным, а может и нет. Ты делаешь, делаешь, а тебе говорят «ты так не делай». А что реально так плохо? Или наоборот? Сомнения. Вот здесь уже выбор намного сложнее. Иногда нужно уступить, а иногда надавить и отстоять. Выход находим при помощи общественного мнения и мнения руководства. Вообще нужно уметь уступать. Нужно просто переспать ночь с этим и на свежую голову принять ясное, приемлемое для всех решение.

– Какой чувствуете в себе потенциал? Ваши планы на будущее?

– Не хочу уезжать за границу, в другую страну, хочу творить на родине. Можно съездить поучиться или поработать по обмену опытом. Но работать хочу в России, здесь большой фронт работы, а там уже все давно сделано.

Сейчас я изучаю программы и леплю, но уже через монитор. Хочу дальше осваивать и развиваться в этом, сейчас уже вижу все формы, объемы, пропорции, но нельзя забывать про основу, про живой контакт с материалом.

Мечтаю вручную слепить макет легкового автомобиля, а потом и в 3D. Пройти весь этап от идеи до стадии производства. Найти в нем плюсы и минусы. Как скульптуру, увидеть объемы, которые находятся в пространстве, в воздухе. Еще одна давняя мечта: чтобы моя скульптура взлетала с вертикальным взлетом — оторвалась от плоскости и полетела. Форма в голове есть, я ее уже давно нарисовал, осталось только построить. Но не все так просто, так как нужен двигатель, а его еще нет. Двигатель, который сможет эту скульптуру поднять.

По России у нас только летать, у нас дорог почти нет. Их немного, Чукотка, весь север, кругом тайга и болота, и туда только вертолетом.

– Планируете ли Вы проводить мастер-классы по скульптуре?

– Есть такая мысль. Хорошо, если будет студия, чтобы можно было просто прийти и позаниматься творчеством в выходные дни или вечерами.


– 5 наиболее эффективных шагов или советов для тех, кто видит себя в скульптуре или в промышленном дизайне?

1 — Мечта. Первое — это нужно научиться мечтать, не просто думать или анализировать, а именно мечтать, выкидывать мысли прямо за грань. Лучше вдохновляться чтением книг, спортом, прогулками в лесу. Нужно мечту фиксировать объемно, осознанно и наполнять, наполнять.

2 — Материал. Второе — это работать руками. Изначально эту мечту, идею нужно зафиксировать на бумаге или еще на каком-то материале, например, ткань, пластилин и т.д. Зафиксировать сразу саму идею, ее пропорции, формы, линии на бумаге, без лишних устройств, т.к. все искусственные помощники, конечно, важны, но уже потом.

3 — Технологии. Их надо знать, изучать, приобретать опыт.

4 — Применять знания. Учиться, подмечать фишки, постоянно развиваться и искать новое. Как было раньше? А как сейчас? Что можно усовершенствовать? Как это будет в будущем? Уметь анализировать. Должна быть база знаний и у дизайнера, и у скульптора.

5 — Уметь слушать и слышать. Какой толк от тебя, если ты только сам делаешь и никого не слушаешь, и это невыполнимо? Нужно уметь прислушиваться, что бы это не оказалось бесполезным.


– Что Вы никогда не делали, а очень хочется?

– Создать семью и детей. Пора! Профессионально я определился. Можно, конечно, бесконечно к этому идти, только зачем ты это все делаешь, если некому все это передать, и ты один. Это мой следующий и самый важный шаг.


– Что для Вас жизнь?

– Позитивное мышление, здоровый образ жизни, умение созидать, творить, стремление развиваться, самообразование.


– Что для вас вершина славы?

– Я не хочу там стоять, хочу просто заниматься творчеством. Самый кайф — это туда искренне самому подниматься и не останавливаться. Когда поднялся, то искать другую гору — постоянное творчество и движение с людьми, которые разделяют твои идеи. Одному же скучно, а командой мы можем больше.


– Что нужно для того, чтобы быть истинным художником?

– Уметь ловить вдохновение между миром людей и вселенной.

Благодарю Вас за интересное интервью, желаю Вам осуществления вашей мечты и творческих успехов.

Беседу вела Елена Созинова