Ольга Самаркина: «Ценность профсоюза — люди»

8/11/2017
НОВОСТЬ

Трамвайное управление в Набережных Челнах было создано в сентябре 1972 года. Буквально через месяц на предприятии появился свой профсоюз. Сегодня 93%  трудового коллектива являются членами профсоюзной организации ООО «Электротранспорт». Интересен тот факт, что на предприятии в основном работают женщины. Об особенностях работы с коллективом, о профсоюзе и его роли, задачах рассказала председатель профкома ООО «Электротранспорт» Ольга Самаркина.

-Ольга Викторовна, свою производственную карьеру вы начали в качестве ученика водителя трамвая. Каким он был этот путь от водителя трамвая до председателя профкома?

-Действительно, можно сказать, что я прошла все ступени карьерной лестницы. Начинала в 1994 году в должности ученика водителя трамвая. Работала водителем пассажирского трамвая. Одновременно заочно училась в Воронежском энергетическом техникуме, после успешного окончания которого была  переведена водителем-наставником отдела эксплуатации. В этот период принимала активное участие в подготовке водительского состава к участию в конкурсах профессионального мастерства водителей, как на предприятии, так и в Республике Татарстан, России. В январе  2003 года  переведена ревизором в отдел безопасности движения, а с 2006 года работала в качестве ведущего инженера этого же отдела.  В 2004 году избрана членом профсоюзного комитета – председателем комиссии по охране труда и выполняла эту общественную работу по май 2011 года. С 1 июня 2011 года являюсь председателем профсоюзного комитета ООО «Электротранспорт».

-Когда Вы стали профсоюзным лидером, какими вопросами занялись в первую очередь?

-Возглавив профсоюзную организацию ООО «Электротранспорт», я ещё раз пересмотрела её работу. Пыталась понять, насколько эффективно работает наш профсоюз. Отметила для себя несколько важных моментов, которые надо было проработать в первую очередь. Во-первых, коллективный договор. Нужен коллективный договор с хорошими социальными гарантиями и главное, чтобы обязательства прописанные в нем выполнялись.

Во-вторых, обратила внимание на то, как защищаются права членов профсоюза на предприятии. Я стала изучать, нет ли на нашем предприятии таких нарушений как: неправильно начисленная зарплата, не вовремя выплаченные отпускные, неоплаченные сверхурочные, незаконно лишенные премии, не предоставленные в полном объеме или совсем не предоставленные льготы и гарантии за работу во вредных условиях и т.д.

Что бы мы ни говорили, но каждый член профсоюза задается вопросом: «Я уплатил членские взносы, а что получил взамен?» И хочет увидеть результат в денежном выражении.  Чтобы наглядно показать все преимущества профсоюзного членства, я разработала  таблицу преимуществ —  «Почему выгодно быть членом профсоюза».Ценность профсоюза — люди. Я считаю, что профсоюзная работа заложена в самой сути наёмного труда: работники для решения общих проблем трудовых отношений естественным образом объединяются в свою организацию – профессиональный союз. Действуют по принципу: один за всех, все – за одного. Этот нехитрый принцип и заложен в основу профсоюзной идеи. Он является стержнем профсоюза. Без него профсоюз недееспособен.

-Как известно, львиную долю сотрудников ООО «Электротранспорта» составляют женщины. Почему мужчины не идут водить трамвай?

— Действительно, женщин в нашем коллективе много. Из 891 работника больше половины, а именно 633 человека, являются женщинами. Главным фактором женского превосходства в нашем предприятии является то, что управление трамваями требует строго соблюдения пунктуальности и расписания. Многие независимые эксперты единодушно сходятся в том мнении, что женщины-водители пунктуальнее и точнее придерживаются правил управления механическими транспортными средствами. Они проявляют более высокую осмотрительность, нежели мужчины, лучше них могут предчувствовать возникновение опасности на дороге, а также намного реже идут на любой риск, будь он оправданным или неоправданным. Это во многом обусловлено следующим психологическим качеством: женщины по своей природе больше склонны верить  аксиомам, законам и правилам, а мужчины больше доверяют себе, а также технике, с которой большинство из них неплохо знакомы. Как следствие – ошибки и дорожно-транспортные происшествия у мужчин в большинстве случаев происходят по причине слишком большой самоуверенности и переоценки своих возможностей, а также возможностей техники.

Однако мужчины на предприятии присутствуют. Они, как правило, отвечают за ремонт подвижного состава, путевого хозяйства, содержание объектов энергообеспечения, есть и водители трамваев.

-Что волнует работниц ООО «Электротранспорт»? Какие особенности работы с коллективом Вами были подмечены?

— Наши сотрудники такие же обычные работники. Их волнует то же самое, что и скажем слесаря на заводе или  водителя на предприятии.  Но я столкнулась в своей работе с одной трудностью – у многих  работающих на предприятии  до сих пор складывается потребительское отношение к  профсоюзу. Люди с трудом меняют своё устоявшееся представление о профсоюзах. Для этого необходимо, чтобы работники поняли, что профсоюз — это не благотворительный фонд. Не стоит подменять одно другим. Профсоюз – это организация, объединяющая работников для решения тех или иных проблем, своего рода буфер между работниками и работодателем.

-Какие задачи сегодня ставит профсоюзная организация ООО «Электротранспорт»?

— Главная наша задача – это достижение 100% профсоюзного членства. На собраниях я людям объясняю, что когда председатель профсоюзного комитета приходит к директору, то директор понимает, что за спиной у профсоюзного лидера весь коллектив. А если я приду к директору и буду представлять условно говоря, 30 процентов коллектива, то какой тогда будет разговор? Когда речь идет о переговорах с руководством, то надо говорить языком цифр, языком обязательств. Именно поэтому  на последних переговорах по колдоговору мы добились хороших результатов. Но и обязательства у нас прибавились. И их надо выполнять.

-Как работаете с вновь принятыми работниками предприятия?

Контакт «лицом к лицу» является наиболее эффективным методом вовлечения новых членов профсоюза. Именно так я и строю свою работу. Зная предприятие, особенности каждого рабочего места я при первой встрече объясняю новому работнику, что профсоюз может предложить конкретно ему. Стараюсь коротко, дружелюбно и понятно объяснить, почему выгодно быть членом профсоюза. В этом деле важно все: простое приветствие, знакомство; прямой взгляд; улыбка и дружелюбное поведение, быстрая и понятная информация о том, что собой представляет профсоюз и чем он занимается.

-За 45 летнюю историю деятельности ООО «Электротранспорт» какие традиции были заложены на предприятии?

-Мы чтим и ценим богатый опыт людей, стоявших у истоков создания и становления нашего предприятия, отдавших лучшие годы жизни на благо процветания ООО «Электротранспорт». Именно поэтому уделяем большое внимание заботе о пенсионерах, культивируем ориентированность на сохранение у работников и после выхода на пенсию чувства полноправных членов  трудового коллектива.  Ежеквартально мы собираем наших ветеранов и устраиваем для них чаепития.  Они встречаются с коллегами, молодыми работниками и передают им свой трудовой опыт. Устанавливается  преемственность поколений. Это в свою очередь положительно влияет на коллектив. Помимо этого мы празднуем все календарные и профессиональные праздники, день предприятия. Стали отмечать новый праздник «День семьи, любви и верности», являемся участниками акции «Помоги собраться в школу». Не забываем о личных праздниках. Традиционно поздравляем наших именинников и юбиляров.

-Ваши планы на будущее? Над чем сейчас работаете?

Все задачи, стоящие перед профсоюзом, направленные на защиту интересов коллектива остаются. Куда без них? В то же время усиленно работаем над увеличением числа молодежи в рядах профактивистов. Жизненный опыт, профессионализм – это здорово.Но молодежь не отягощена информацией о том, как все было раньше,  и предлагает свои, зачастую нестандартные версии решения тех или иных проблем. Очень хочется, чтобы наша молодежь была такой же активной и целеустремленной как те, кто в далекие семидесятые годы строили «КАМАЗ» и город.

Штрихи к портрету:

Образование: Воронежский энерготехнический техникум,

Институт управления.

Награды: Почетные грамоты предприятия, Грамота ЦК АСМ в честь 45-летия Профсоюзной организации «КАМАЗа».

Семейное положение: замужем, 2 детей. Дочь Анастасия – 27 лет, работает старшим администратор в современной медицинской клинике. Сын Феликс – студент КФУ