ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАГАЗИНОВ С НАРУШИТЕЛЯМИ «МАСОЧНОГО РЕЖИМА»

26.5.2020

Минпромторг России в соответствии с поручением  Председателя Правительства РФ в части возможного введения на территории субъектов Российской Федерации режима обязательного использования населением средств индивидуальной защиты (масок, перчаток и др.) направил методические рекомендации.

 

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  1. В течение всего периода режима обязательного ношения СИЗ (масок, перчаток и др.) осуществлять информирование населения о необходимости соблюдения обязательных требований с использованием всех видов средств массовой информации.
  2. Разъяснять цели введения режима обязательного ношения СИЗ, правила поведения во время действия данного режима, санкции, применяемые в период действия данного режима за нарушения.
  3. Не привлекать к ответственности представителей организаций торговли за нарушение посетителями объектов торговли режима обязательного ношения СИЗ в случае, если представителями организаций торговли приняты меры по недопущению нарушения (посетителю рекомендовано использовать СИЗ, для пресечения нарушения возможно вызвать представителей правоохранительных органов, нарушителю не осуществляется отпуск товара на кассе).

Привлечению к административной ответственности подлежит лицо, совершившее административное правонарушение, т. е. гражданин, отказавшийся носить маску и перчатки.

 

Организациям торговли:

  1. Размещать на территории торговых объектов, в том числе при входе в торговый объект, в торговом зале, печатные информационные материалы о введении режима обязательного ношения СИЗ, в том числе полученные от органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
  2. Осуществлять трансляцию аудио и видеоматериалов о введении режима обязательного ношения СИЗ в торговых залах и об ответственности за нарушение данных требований.
  3. При попытке прохода посетителя без СИЗ на территорию организации торговли представитель организации торговли осуществляет:

— информирование посетителя о возможности приобретения СИЗ при входе на территорию торгового объекта (при наличии такой возможности), а также на его территории (например, выделенная касса);

— информирование посетителя о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима.

В случае несогласия посетителя исполнять такие требования, их нарушения, в том числе проникновения на территорию объекта торговли, представитель организации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.

  1. При обнаружении на территории торгового объекта посетителя, не использующего СИЗ, представитель организации торговли осуществляет информирование посетителя о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима.

В случае несогласия посетителя исполнять такие требования, представитель организации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе отказать посетителю в обслуживании на кассе, вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.

 

Правоохранительным органам:

  1. Осуществлять взаимодействие с представителями организаций торговли в части соблюдения населением режима обязательного ношения СИЗ, профилактики и предотвращения нарушений.
  2. Осуществлять оформление факта правонарушения с проведением последующих действий в установленном порядке.

 

Документ: Письмо Министерства промышленности и торговли РФ от 11.05.2020 № ЕВ-32091/15

 

 

       Роспотребнадзор разъясняет правовые аспекты отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования.

В настоящее время, в ситуации, обусловленной необходимостью всемерного снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, большое практическое значение имеет системное и комплексное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения COVID-2019, в числе которых и такая важная профилактическая мера, как ношение гражданами масок в качестве средства защиты «барьерного» типа (в частности, при посещении торговых объектов, в общественном транспорте и т.п.).

Поэтому, при наличии принятого в установленном порядке нормативного правового акта, возлагающего на физических лиц обязанность ношения маски в определенных местах, подобное требование становится обязательным предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение всеми теми лицами, кому оно адресовано, так и возможность привлечения виновных в его несоблюдении лиц к соответствующему виду ответственности.

Соответственно, в том случае, когда введен так называемый «масочный режим», любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного действия, направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц.

Исходя из этого, действия организаций, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам–потребителям в посещении торговых объектов и доступе к товарам без масок, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей. Такие действия отвечают принципу разумности поведения и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения договора розничной купли-продажи.

При этом граждане, могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (предупреждение или штраф от 1 тыс. до 30 тыс. руб.).

 

Документ: Информация Роспотребнадзора от 20.05.2020.