КАМАЗ: ЗОЛОТАЯ СТРАНИЦА В ЛЕТОПИСИ СТРАНЫ

В конце шестидесятых годов прошлого столетия экономика страны испытывала острую потребность в увеличении парка грузовых автомобилей, которую существовавшие тогда автомобильные заводы восполнить не могли. В связи с этим в августе 1969 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей.

Из 70 рассматривавшихся вариантов расположения завода были выбраны Набережные Челны – небольшой на тот момент город, расположенный на левом берегу Камы, практически в самом центре страны. Такой выбор был обусловлен его выгодным географическим положением: наличие большой судоходной реки, близость железной дороги – все это позволяло обеспечить будущий автогигант строительными материалами, сырьём, оборудованием и комплектующими. По первоначальному проекту завод должен был производить 150 тысяч большегрузных автомобилей и 250 тысяч двигателей в год.

Уже 13 декабря 1969 года на промышленной площадке будущего автогиганта на Каме был вынул первый ковш земли, а в феврале следующего года начались строительно-монтажные работы.

В начале 70-х «КАМАЗ» был объявлен ударной комсомольской стройкой. К концу 1970 года были уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца «КАМАЗа» – ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна литейного завода.

На всесоюзную ударную стройку съехались и продолжали прибывать рабочие и специалисты со всех концов страны, в сооружении города и завода принимали участие представители более 70 национальностей. В конце 70-х-начале 80 годов город ежегодно пополнялся на 30-40 тысяч человек.

Темпы строительства комплекса заводов нарастали с каждым днем – наличие в регионе крупнейшей строительной организации «КамГЭСэнергострой» позволяло вести строительство заводских корпусов и жилья для будущих камазовцев в рекордно короткие сроки.

Первый автомобиль сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. С тех пор выпущено более 2 млн автомобилей и около 2,8 млн двигателей. Каждый третий грузовик полной массой 14-40 тонн в России и странах СНГ – это КАМАЗ. Камские большегрузы эксплуатируются более чем в 80 странах мира.

Только факты

  • 29 декабря 1976 года Государственная комиссия во главе с Министром автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляковым подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов.
  • 10 июня 1979 года с конвейера сошел миллионный автомобиль.
  • 15 февраля 2012 года с конвейера «КАМАЗа» сошёл 2-миллионный грузовик.
  • Декабрь 2013 года – начался серийный выпуск магистрального тягача КАМАЗ-5490 – флагмана нового модельного ряда «КАМАЗа».
  • В 2015 году «КАМАЗ» запустил серийное производство двух новых моделей грузовиков – седельного тягача КАМАЗ-65206 и бортового магистрального автомобиля КАМАЗ-65207, а также представил электробусы, разработанные в сотрудничестве с российской инжиниринговой компанией Drive Electro.
  • 22 апреля 2015 года на «КАМАЗе» состоялось торжественное открытие корпуса по производству автомобилей КАМАЗ и автобусных шасси с газовыми двигателями.

ИСТОРИЮ ДЕЛАЮТ ЛЮДИ

Профсоюзная организация появилась на Камском автогиганте на заре его создания – в самые первые годы строительства предприятия.

7 мая 1970 года на первом организационном собрании работников дирекции «КАМАЗа» был избран профсоюзный комитет, призванный объединить 120 руководителей, инженерно-технических работников и служащих рождавшегося предприятия в единый коллектив.

16 ноября 1971 года в Набережных Челнах состоялась учредительная профсоюзная конференция «КАМАЗа», на которой был избран заводской комитет. Его первым штатным руководителем стал начальник цеха вспомогательного инструмента ремонтно-инструментального завода Ильдус Борисович Закирзянов.

В январе 1972 года в Набережных Челнах Центральный Комитет профсоюза работников машиностроения предоставил завкому права райкома, и уже в январе-феврале во всех профгруппах «КАМАЗа» прошло обсуждение первого в истории предприятия проекта коллективного договора. 1 марта Коллективный договор, регулирующий трудовые отношения администрации и профсоюза работников был принят.

Один за другим в прикамской степи вырастали производственные корпуса заводов и предприятий автогиганта, возникали его новые подразделения, и вместе с ними росло число профсоюзных организаций.

Профсоюзным комитетом Камского завода по производству большегрузных автомобилей совместно с администрацией строящегося предприятия велось соревнование подразделений по выполнению производственных и общественных планов и обязательств; шла работа по улучшению социально-бытовых условий на производствах и в местах проживания камазовцев. При активном участии профсоюзных активистов проводились различные культурные и спортивные мероприятия, организовывалось шефство над школами и классами, создавались многочисленные кружки самодеятельного творчества и спортивные секции, открывались детско-юношеские спортивные школы. Уже в конце 70-х годов стали набирать популярность спартакиады среди подразделений «КАМАЗа» и его общежитий, смотры художественной самодеятельности.

В середине 80-х годов профсоюзная организация «КАМАЗа» выросла численно и организационно, превратившись в одну из крупнейших в стране, и по праву стала носить звание флагмана профсоюзного движения в отрасли и республике. Опыт работы камазовского профсоюза во многих сферах деятельности широко тиражировался в стране, стал поистине всесоюзным достоянием.

В 1986 году по инициативе профкома была принята программа «Здоровье», в рамках которой на предприятиях стали не только повсеместно создаваться здравпункты, но и вводиться такая концептуально новая на тот период система оздоровления, как комнаты психоэмоциональной разгрузки. В этот период был построен санаторий-профилакторий «Набережные Челны», открылся шахматно-шашечный клуб «КАМАЗа», впоследствии переданный городу. В 1989 году были организованы заезды в камазовскую здравницу по путевкам «Мать и дитя», стали приобретаться путевки в южные детские оздоровительные лагеря.


Большое внимание в то время было уделено созданию садоводческих обществ – тысячи семей камазовцев получали земельные наделы для занятия садоводством и огородничеством.

Параллельно с «КАМАЗом» стремительно рос город, увеличивалась численность населения Набережных Челнов. Для того чтобы снять острую на тот момент жилищную проблему, руководством завода и города совместно с профсоюзным комитетом автогиганта было принято решение о создании семейных общежитий. Не было забыто и такое важное направление, как досуг юных челнинцев, – активное развитие получила в те годы сеть детских подростковых клубов.

Девяностые годы с их начавшимися в обществе политическими и социально-экономическими преобразованиями стали периодом испытаний для всей страны, и в первую очередь для такого крупного предприятия, как «КАМАЗ», и его профсоюзной организации. И без того сложную ситуацию во многом осложнил пожар, случившийся на заводе двигателей. Но и в этих непростых условиях профком «КАМАЗа» не утратил многих своих наработок и завоеваний. В результате сложнейших переговоров профсоюзная организация «КАМАЗа» сумела добиться включения в коллективный договор 1992 года ежемесячной индексации тарифов и окладов один к одному на процент роста потребительского бюджета. С этой целью совместно с администрацией было создано «Независимое агентство экономических исследований и прогнозов».

В 1995 году, когда задержки выплаты заработной платы стали хроническими, как и на большинстве промышленных предприятий страны, профсоюзная организация «КАМАЗа» предприняла радикальные шаги, внеся изменение в коллективный договор: стала индексироваться и задержанная часть заработной платы работников.

Твердую позицию занял камазовский профсоюзный комитет, и тогда, когда в связи с тяжелым положением предприятия встал вопрос о передаче его непроизводственных фондов городу. Профсоюзная организация добилась того, чтобы весь социальный фонд – оздоровительные лагеря, санатории-профилактории и базы отдыха – остались на балансе предприятия. Сохранил профком и очередность камазовцев на получение жилья, что впоследствии дало возможность предприятию учесть ее при выделении материальной помощи работникам на его приобретение на основании этих списков.

Сегодня профсоюзная организация работников ПАО «КАМАЗ» ставит перед собой две основные цели – это защита социально-экономических интересов и трудовых прав работников ПАО «КАМАЗ» и содействие экономической стабильности ПАО «КАМАЗ».

Задачи, которые решает профсоюзная организация ПАО «КАМАЗ», при достижении своих целей, это:

  • Единая профсоюзная позиция, основанная на сплочённых действиях всех профсоюзных организаций;
  • Контроль за выполнением трудового законодательства и Коллективного договора ПАО «КАМАЗ»;
  • Всемерное содействие выполнению программы стратегического развития ПАО «КАМАЗ» и бизнес-плана ПАО «КАМАЗ»;
  • Контроль за своевременной выплатой текущей зарплаты и социальных гарантий, предусмотренных Коллективным договором;
  • Контроль за состоянием условий труда, быта и общественного питания работников ПАО «КАМАЗ»;
  • Активная информационная политика, мотивация профсоюзного членства;
  • Организация работы с молодёжью, спортивно-оздоровительной работы, художественной самодеятельности.

 

В оформлении использованы фотографии из архива подразделений ПАО «КАМАЗ»